Интервью начальника ГУФСИН России по Краснодарскому краю генерал-майора внутренней службы Александра Александровича Просвернина краевой газете «Кубань сегодня»

09.08.2024

Интервью начальника ГУФСИН России по Краснодарскому краю генерал-майора внутренней службы Александра Александровича Просвернина краевой газете «Кубань сегодня»

Александр Просвернин: Уголовно-исполнительная система Кубани обладает высоким потенциалом для развития собственного производства


Исправление осужденных, находящихся в местах лишения свободы, и предупреждение совершения новых преступлений — это задача, которая ставится перед всей пенитенциарной системой. О том, как на Кубани справляются с ее решением, журналистам рассказал начальник ГУФСИН России по Краснодарскому краю генерал-майор внутренней службы Александр Александрович Просвернин.

Разговор начался с добрых новостей: на Кубани создаются поисковые отряды из действующих сотрудников краевого ГУФСИН. Они займутся поиском останков советских воинов, павших в Великую Отечественную войну. Как отметил Александр Просвернин, эта работа очень важна для воспитания как молодых сотрудников, которые приходят в систему, так и для учеников кадетских классов в школах края, которые тоже будут вовлечены в этот процесс. И первый опыт уже есть: сотрудники уголовно-исполнительной системы, участвуя в акции «Вахта памяти» в качестве поисковиков, поднимали из земли останки погибших воинов, занимались поиском документов, помогающих установить личность, и родственников.

— Буквально до слез тронула одна история. Поисковикам удалось установить имя погибшего бойца по нескольким словам, нацарапанным на алюминиевой ложке. Нашлись и родственники. На церемонию перезахоронения останков красноармейца из Сибири приехала его девяностолетняя сестра. Все эти годы о судьбе брата она ничего не знала, он считался пропавшим без вести,— рассказал Александр Просвернин, пригласив общественников и журналистов помочь с поиском документов и родных павших героев.

Для бойцов «за ленточкой»

В мае нынешнего года по указу президента России кубанское управление Федеральной службы исполнения наказаний приобрело приставку «главное». Это связано с численностью личного состава и спецконтингента, который проходит по учетам. В ведении краевого управления сегодня три следственных изолятора и одиннадцать колоний: женская исправительная колония и колонии для мужчин, впервые отбывающих наказание и ранее отбывавших наказание, в том числе с опасным рецидивом. Жизнь за забором из колючей проволоки идет своим чередом и по особым правилам. Однако полностью отгородиться от событий, происходящих в регионе, стране и в мире, сегодня попросту невозможно. И люди, находящиеся в местах лишения свободы, тоже вносят свою лепту в обеспечение необходимыми предметами наших бойцов в зоне спецоперации.

— Производственный комплекс пенитенциарной системы края — это 90 тысяч квадратных метров промышленных площадей. Для наших ребят «за ленточкой» в основном производим швейную продукцию: форму, различные шевроны и нашивки, нательное белье, спальные мешки. Планируем расширять ассортимент поставляемой продукции, например поставлять быстросборные кровати, печки-буржуйки для зимнего времени и так далее. Кроме того, гуманитарные грузы для отправки бойцам на передовую по своей инициативе собирают наши сотрудники. В июле, например, на их средства было приобретено два мощных квадроцикла для конкретной части. Будем продолжать подобную практику,— сообщил Александр Просвернин.

Потенциал развития

Главным условием нормальной жизни в обществе для любого гражданина остается возможность и умение трудиться. По закону обязаны трудиться и все осужденные. В состав ГУФСИН России по Краснодарскому краю входит производственный комплекс, включающий в себя восемь промышленных предприятий, а также больше 1060 гектаров сельскохозяйственных земель. Производственный потенциал исправительных учреждений края позволяет ежегодно выпускать больше четырехсот наименований изделий на сумму свыше восьмисот миллионов рублей.

Большинство осужденных, порядка шестидесяти процентов, занято в швейном производстве. Также отбывающие наказание занимаются деревообработкой (производят корпусную и школьную мебель, столярные изделия) и металлообработкой, в том числе выпускают некоторые виды продукции для Южного завода тяжелого станкостроения. Производство достаточно динамично развивается: прирост по объемам продукции, а также по количеству трудозанятых составляет около десяти процентов в год.

Занимаются осужденные и производством сельхозпродукции, которая идет для самообеспечения учреждений и поставляется в соседние регионы, а также на территорию Центрального и Северо-Западного районов России.

На территории края работает десять изолированных участков, функционирующих как исправительные центры для осужденных. Восемь из них открыты на базе кубанских предприятий. Стоит отметить, что это важная деталь, в которой есть плюсы для обеих сторон. Для осужденных это способ компенсации, возмещение ущерба, причиненного преступлением, например дорожно-транспортным происшествием или хищением, плюс дополнительная возможность социальной реабилитации после окончания срока. А для представителей бизнес-сообщества, испытывающих кадровый голод в связи со спецоперацией и ужесточением миграционного законодательства,— это возможность решить проблему дефицита рабочих рук.

По словам Александра Просвернина, поначалу процесс налаживания сотрудничества с бизнесом простым не был. Желающих принять на работу сотрудника с судимостью было не так много — в силу устоявшихся стереотипов. Но сейчас на многих предприятиях оценили квалификацию и дисциплинированность такого персонала и охотно принимают на работу осужденных как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

— Уголовно-исполнительная система на Кубани обладает высоким потенциалом для развития собственного производства и уже сейчас готова к расширению сотрудничества с администрацией края и главами муниципалитетов в вопросах трудовой и социальной адаптации осужденных,— подчеркнул Александр Просвернин.

Не можешь — научим

Как известно, образование осужденных — это важная часть процесса их реабилитации. Стоит отметить, что в исправительных учреждениях края этот процесс налажен неплохо. Практически в каждом учреждении есть школы и профессиональные училища, в которых можно получить профессию, востребованную на рынке труда в данный момент. Перечень рабочих специальностей, кстати, всё время обновляется.

В нынешнем году в списке значится двадцать семь профессий. Это швеи, операторы швейного оборудования, машинисты (кочегары) котельных, станочники деревообрабатывающих станков, слесари по ремонту автомобилей, электро- и газосварщики, слесари-ремонтники, специалисты по индивидуальному пошиву обуви, повара, пекари, аппаратчики мукомольного производства, токари, столяры, штукатуры, маляры, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машинисты экструдера, парикмахеры, резчики по дереву и берёсте, сборщики изделий из пластмасс, рабочие зеленого хозяйства и другие.

Получение рабочей специальности для отбывающих наказание — условие обязательное. Вместе с тем осужденные могут пройти обучение и получить вузовский диплом по интересующей их специальности. Как отметил Александр Просвернин, желающих получить высшее образование немного, но они есть. Конечно, весь процесс обучения проходит заочно, студенту (как правило, на электронном носителе) доставляются задания и контрольные работы, которые он выполняет на компьютере без доступа к сети Интернет. Выполненные задания отправляются на проверку вузовским преподавателям.

По оценкам экспертов, сегодня на рынке труда ощущается нехватка как рабочей силы, так и инженерного персонала, причем дефицит специалистов сохранится как минимум до конца 2026 года. Острее всего дефицит рабочих заметен в строительстве, а также в текстильной и пищевой промышленностях.

— Это значит, что востребованность специалистов, обучившихся таким профессиям в системе УИС, в ближайшее время будет только расти. Иными словами, выйдя на свободу, бывшие осужденные смогут найти подходящую работу, чтобы обеспечивать себя и помогать родным и близким, что очень важно для их адаптации в обществе,— рассказал Александр Просвернин.

Слагаемые реабилитации

Находясь в местах лишения свободы в течение нескольких лет, осужденный, как правило, утрачивает социальные навыки. Выйдя на свободу, он попросту теряется. Помочь ему сориентироваться в изменившихся условиях — еще одна задача для уголовно-исправительной системы.

Социальная реабилитация осужденных — многокомпонентный процесс. И прежде всего осужденному нужно помочь заполнить информационные пробелы, поскольку ему из-за режимных ограничений трудно составить объективную картину мира за стенами колонии. Следующий шаг — устранить социальный вакуум, возникший вокруг него.

Как отметил Александр Просвернин, социальной работой с осужденными занимаются специальные сотрудники, которые помогают освободившемуся из «мест не столь отдаленных» с оформлением необходимых документов, пенсий или пособий. Также хорошо зарекомендовали себя реабилитационные центры, в которых осужденные могут находиться в течение полугода вплоть до окончания срока. Один из таких центров открыт на Кубани на базе женской исправительной колонии №3. За девять с небольшим лет работы центр «Аврора» десяткам женщин помог «вспомнить», как жить на воле: приходить с работы, покупать продукты и готовить ужин, платить по счетам, заботиться о близких, а то и просто смотреть телевизор вместе с домочадцами. То есть позволил устроиться в жизни, став вполне законопослушными гражданами.

Процент рецидивов — это показатель качества работы пенитенциарной системы. И о многом говорит тот факт, что на Кубани он год от года снижается.

 

Рина КАРЕТИНА

при содействии пресс-службы ГУФСИН России по Краснодарскому краю

«Кубань СЕГОДНЯ»

08.08.2024

https://kubantoday.ru/aleksandr-prosvernin-ugolovno-ispolnitelnaja-sistema-kubani-obladaet-vysokim-p...



Дата последнего обновления: 09.11.2022 16:48